Последние новости:

28.03.2015
"ВОХИЗ" приняла участие в тендере на выполнение промышленных покрытий в новом трубоэлектросварочном цехе (ТЭСЦ) Челябинского Трубопрокатного Завода (ЧТПЗ)... все новости

09.02.2015
Организация выиграла тендер на укладку полимерных покрытий в высших военных заведениях г.Челябинска...все новости

Быстрый переход к информационным материалам: Строительство: 1 2 3 4 5 6 7 Стеновые материалы: 1 2 3 4 Кровельные материалы: 1 2 3 4 5
Архитектура и дизайн:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Смеси: 1 2 Плитка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Создание сайтов — КАФТ

"Востокхимхащита" - строительная компания

Металлопрокат, метизы, конструкции, ковка


Главная > Обзор > Металлопрокат, метизы, конструкции, ковка


Художественная ковка в РоссииХудожественная ковка в России


Ученые с мировым именем, проанализировав настенные изображения позднепалеолитического времени, найденные когда-то в пеще

Ученые с мировым именем, проанализировав настенные изображения позднепалеолитического времени, найденные когда-то в пещерах Ласко и Альтамира, сделали сенсационное по тем временам открытие. Согласно их утверждению, человеческое искусство не имело «часа ученичества». Уже в момент своего возникновения оно являло собой образцы высокой духовности и художественного совершенства.

Такой вывод, экстраполированный на другие виды эстетической деятельности наших предков, дает основание полагать, что и в иных областях история развития искусств была если не тождественной, то сходной.

Очевидно, что, едва обзаведясь жилищем, человек стал его защищать. Не последнюю роль в этом сыграла ограда, которая, по истечению веков, из простой груды камней трансформировалась в изысканную кованую или литую решетку.

Согласно утверждению специалистов, самые древние металлические решетки встречаются в культовых сооружениях Англии, Франции и Италии.

Романские решетки XI-XII веков собирали из вертикальных прутьев. Промежутки между ними заполнялись симметрично расположенными плоскими спиралями, четырехлепестковыми листьями клевера и другими узорами.

В готическую эпоху растительный орнамент решеток начали покрывать позолотой, что, безусловно, усиливало декоративный эффект.

В эпоху Ренессанса в Италии, когда широкое развитие получает строительство особняков для знати, появляются удивительной красоты ограды, кованые решетки для балконов и интерьеров, множество металлических декоративных элементов, предназначенных для украшения частных садов и парков.

Как явление декоративно-прикладного искусства, те же решетки, все более усложняясь и совершенствуясь, выполняли три основные функции: давали согражданам возможность полюбоваться богатыми особняками, защищали хозяев и их собственность от возможных посягательств, восхищали зрителей своей самоценностью.

Эпоха барокко сделала орнаментику подвижной. Это достигалось, в частности, сложным чередованием элементов, представляющихся уже великолепными запутанными зарослями; эффектом перспективы: «благодаря особому расположению решетчатых ворот, приближающемуся к ним человеку, кажется, что перед ним открывается проход в глубину, замыкаемую порталом…».

В эпоху рококо решетчатый орнамент становится еще более филигранным. Исчезают последние признаки члененности и симметрии. «Безостановочное движение побегов, гирлянды листьев, цветов и другие мотивы разрушают единую плоскость решетки и выходят за ее пределы».

Даже из этого краткого экскурса в историю художественной ковки, получившей в указанных европейских странах более раннее, нежели в России, развитие, видно, что этот вид декоративно-прикладного искусства был явлением живым, развивающимся, отражающим стили и смены эпох, а также расстановку сил на социальной арене.

Будучи декоративной, ограда и решетка всегда тяготела к эстетическому совершенству. Наделенная же прикладной функцией, она была мощной и крепкой. И роль искусного мастера состояла в том, чтобы при выборе декора избежать деталей, которые смогли бы помочь кому бы то ни было перелезть через сделанную им ограду. Для этого у кузнеца всегда имелось немало своих секретов (острые наконечники вертикальных копий; орнамент, не позволяющий легко поставить ногу, чтобы преодолеть данное препятствие; конструктивные особенности нижней части ограды, ограничивающие возможности подкопа, и т.д.).
По данным отечественных историков и искусствоведов, российская художественная ковка достигла наибольшего расцвета к XVII
По данным отечественных историков и искусствоведов, российская художественная ковка достигла наибольшего расцвета к XVIII-XIX вв. Именно в этот период в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Туле создаются величественные городские и садово-парковые ансамбли. Возникает потребность в их высокохудожественном декоративно-прикладном убранстве. Здания банков, периметры парков и садов, газоны и скверы, многие интерьеры богатых домов отныне начинают восхищать современников великолепием изделий кузнецов-художников. Владельцы особняков и резиденций, а также городские власти теперь активно заказывают кованые ограды, перила мостов, фонари, решетки на окна и балконы, лестницы, козырьки для подъездов и т.д., которые, дойдя до нас из глубины веков, свидетельствуют о высочайшем мастерстве их создателей.

Но далеко не во все времена жизнь благоприятствовала развитию этого вида искусства. Недаром говорят: «Когда грохочут пушки, музы молчат». В лихие годины кованые изделия переплавлялись на нужды фронта, а после - восстановление разрушенного народного хозяйства. И даже время спустя заказы мастерам художественной ковки носили лишь эпизодический характер. Многие секреты, отмечают специалисты, тогда были утрачены.

Труд кузнецов художественной ковки всегда носил подвижнический характер. Я сам был свидетелем того, как мастера своими руками уже в нынешнее время создавали инструменты и оборудование; разгребал завалы в подвальных помещениях училищ, превращая их в кузницы, мастерские и учебные классы; отдавали свои загородные дома под музеи и т.д. Этот промысел, как, впрочем, и многие другие народные промыслы, остается бессмертным только потому, что жива душа нашего народа, всегда тяготеющая к прекрасному.

Недавно я вновь перечитал тоненькую книжечку-сказ Н. Лескова «Левша». Более трагической судьбы загубленного мастера-самородка из народа представить трудно.

Думается, будет неверно обойти вниманием поистине выдающийся во всех отношениях собирательный образ кузнеца: Мастера и Человека, традиционно пользующийся у того же народа любовью и уважением. Природный юмор, сметка, завидная сила, тонкое чувство красоты, справедливость и естественность - вот что всегда отличало представителей этого яркого сословия.

Многие из тех, кто работает сегодня, имеют высшее художественное, архитектурное и педагогическое образование; ведут мастер-классы, преподают в вузах; активно публикуются в журналах; участвуют в работе международных семинаров и выставок.

Произведения мастеров художественной ковки - словно страницы высокой поэзии. Их серебряные фонтаны, райски птицы, фантастической красоты цветы, декоративные композиции: «Древо жизни», «Времена года» и др., изящные фигурки людей и животных - все полно жизни, движения, исполнено внутренней энергии.

Типология произведений художественной ковки

Бытовые изделия. Они изготавливаются из разных материалов (черный металл, медь, латунь…), по разным технологиям (холодная и горячая ковка, сварка, напыление и др.) и имеют различное назначение. Среди кованых бытовых изделий встречаются подковы, топоры, ножи, пепельницы, вешалки для одежды, подставки для цветов, вазы, подсвечники, сувениры и т.д. При этом специалисты отмечают, что подчас бывает очень трудно разделить некоторые бытовые изделия и те, о которых речь пойдет ниже.

Кованый металл в интерьере. К этому виду изделий относятся отдельные настенные украшения и целые композиции, мебель, зеркала, напольные подсвечники, торшеры, люстры, перегородки, двери, камины и каминные приборы, ограждения лестничных маршей и т.д.

Как говорят сами мастера, разнообразие кованого металла в интерьере определяется кругом заказчиков, для которых выполняются работы. Это Управление реставрации памятников архитектуры, истории и культуры; различные культурные и официальные учреждения, коммерческие структуры и частные лица. От конкретного заказа часто зависит стиль изделий: будь то барокко, рококо или модерн.

В любом случае художественные произведения кузнецов - акт творчества. Каждой серьезной работе предшествуют долгие раздумья, эскизы, а если тема заказа историческая, то и поиски необходимой информации в библиотеках и архивах.

Кованый металл в городской среде. Произведения этого типа весьма разнообразны: ограды, ворота, вставки для оград, вывески, фонари, указатели, уличные светильники, «солнечные часы», фонтаны, сложные сюжетные композиции для детских городков, различные декоративные композиции и многое другое.

Исследователи выделяют три тенденции, характерные для современных художественные работ из кованого металла в городской среде. Это, говорят они, использование традиционных народных мотивов; использование композиционных приемов и наиболее характерных элементов сложившихся стилей прошлого; поиски современных объемно-пространственных решений.

Особенно следует отметить участие кузнецов художественной ковки в произведении реставрационных работ. Здесь от них требуется особо высокая квалификация, доскональное знание приемов работы мастеров прошлого и традиционных национальных мотивов.

В последнее время кузнецы часто исполняют заказы церкви, и здесь, по словам исследователей, древнее народное творчество неизменно выступает как первооснова художественных решений.

Выводы.

  • Уровень расцвета искусства художественной ковки напрямую зависит от экономического состояния развития общества и благосостояния граждан. Этим обусловлено количество и качество заказов, а также объемы реставрационных работ, необходимых для сохранения историко-культурного наследия страны.

  • Изделия мастеров художественной ковки достаточно редко являют собой произведения «чистого искусства». Как правило, они носят декоративно-прикладной характер: выполняя утилитарную функцию, украшают быт, интерьеры и фасады домов, городские улицы, сады и парки.

  • Мастера художественной ковки - золотой фонд России. Лучшие из них - эталон образованности, эстетического вкуса и человеческих качеств.

  • О развитии нашей самобытности и культуры потомки будут судить не в последнюю очередь по памятникам, запечатленным в художественном металле.


Вернуться к списку материалов

 

другие материалы на тему "Металлопрокат, метизы, конструкции, ковка"